Выбрать регион: Выберите регион

"Истребование задолженности с клиентов. Опыт оператора"

Автор: Самородова Елена Валерьевна, начальник юридического отдела, ЗАО "КРЕДО-ТЕЛЕКОМ"

 Технологии и средства связи,  No 3, июнь 2014г.

 

Осуществляя деятельность по оказанию телематических услуг связи, оператор рано или поздно сталкивается с дилеммой: истребовать или не истребовать задолженность с клиентов за оказанные услуги в судебном порядке. В настоящей статье попробуем, не вдаваясь в подробности, рассмотреть основные этапы в работе с клиентами-должниками (юридическими лицами).

Условно весь процесс можно разделить на три основные составляющие:


1. Досудебный порядок урегулирования вопроса истребования задолжен- ности.
2. Рассмотрение дела в суде.
3. Стадия исполнительного производства.


Остановимся на каждом из пунктов немного подробнее.

Досудебный порядок урегулирования вопроса истребования задолженности

И вот после долгих (или совсем недолгих) раздумий принято решение: "Будем судиться!" Для начала внимательно проверьте наличие всех документов, подписанных с клиентом-должником: договор, дополнительные соглашения, акты и пр. Оцените имеющиеся документы с точки зрения доказательной базы для суда. Если оценка положительная, то приготовьтесь написать клиенту пись- мо-претензию. Для суда такое письмо является подтверждением того, что была сделана попытка предварительного урегулирования спора в досудебном порядке.

Письмо-претензию лучше всего направить Почтой России заказным в адрес должника путем, аналогичным отправке письма-претензии. Достоверность юри-
дического адреса, указанного клиентом в договоре, можно проверить на сайте ИФНС или же по выписке из ЕГРЮЛ, которую все равно придется получать на клиента-должника и прикладывать к исковому заявлению.

Предположим, клиент письмо-претензию получил (об этом можно узнать из уведомления, которое должно вернуться по Почте России с отметкой о получении), но оплачивать задолженность все равно не желает. В этом случае приступаем к подготовке искового заявления. Конечно же, в этой статье мы не будем рассматривать вопрос, как его составить (на эту тему существует достаточно учебной юридической литературы и статей). Важно, чтобы в исковом заявлении все доводы подтверждались ссылками на нормативно-правовые акты и не противоречащие им пункты подписанного с клиентом договора. Копию искового заявления с приложениями необходимо отправить в адрес должника путем, аналогичным отправке письма-претензии.

К своему же исковому заявлению не забудьте приложить, кроме прочего:  копию письма-претензии с квитанцией/чеком, подтверждающим отправку этого письма должнику; оригиналы уведомления, полученного от Почты России, и выписки из ЕГРЮЛ на себя и должника, а также оригинал квитанции/чека и опись, подтверждающие отправку искового заявления должнику. Весь пакет документов необходимо отвезти в арбитражный суд и, если все правильно сделано, ждать вынесения определения о принятии искового заявления к производству. Начинается второй этап...

Рассмотрение дела в суде

В рамках второго этапа, основываясь на нашей практике, возможны следующие пути развития:


а) рассмотрение дела в порядке упрощенного производства. В этом случае дело рассматривается судьей единолично. Решение выносится судом на основании доказательств и объяснений по существу требований, представленных сторонами;


б) обычный порядок судопроизводства, где каждая из сторон, опираясь на представленные доказательства, обосновывает свою позицию непосредственно в судебном заседании;


в) мировое соглашение. Такой исход нельзя исключать. Порой, должники именно после получения судебной повестки осознают, что ситуация с задолженностью – это не шутки, и связываются с оператором для урегулирования вопроса мирным путем. Мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса. Мировое соглашение должно быть утверждено арбитражным судом. При составлении мирового соглашения не только пропишите сумму задолженности, но и постарайтесь максимально подробно отразить порядок и сроки возвращения задолженности.

Допустим, суд вынес решение в пользу оператора, но клиент и в этом случае не торопится с выплатой. Тогда начинается третий этап...

Исполнительное производство


Для того чтобы было возбуждено исполнительное производство, необходимо в суде получить исполнительный документ (исполнительный лист). Далее заявление о возбуждении исполнительного производства вместе с исполнительным листом можно передать в службу судебных приставов и тихо ждать,
когда же их работа принесет плоды в виде поступления денежных средств на ваш расчетный счет.

А можно немножко помочь себе и, имея на руках исполнительный лист, получить в ИФНС, к которой прикреплен должник, информацию о его расчетных счетах и банках, в которых они открыты. После чего обратиться с исполнительным листом в банк, и если у должника на расчетном счету будут денежные средства (и расчетный счет, например, не будет арестован), то банк полностью или частично сделает перечисления в адрес оператора. В том случае, если у должника имеется несколько расчетных счетов, то в банки за исполнением лучше обращаться поочередно (или же, при согласии банка, предоставлять нотариальные копии исполнительного листа). И вот после того как будут исчерпаны собственные возможности, можно обращаться в службу судебных приставов.

Конечно же, затевая всю эту непростую работу по истребованию задолженности с клиента, оператор должен быть готов к тому, что, даже
в случае выигранного судебного дела, долг не будет возвращен. Причины этого могут быть самыми разными: банкротство должника, отсутствие имущества, на которое может быть обращено взыскание, и другие обстоятельства.


В настоящей статье сознательно не написано про случаи истребования задолженности с клиентов – физических лиц. Причины вполне понятны: получить денежные средства с юридических лиц даже с помощью судебных приставов ой как непросто, а что же тогда говорить о физических лицах! Их не только сложнее найти, но еще сложнее найти то, на что можно обратить взыскание (доход, имущество и пр.).

Советы от КРЕДО-ТЕЛЕКОМ 

Несмотря на то, что ЗАО "КРЕДО-ТЕЛЕКОМ" работает на телекоммуникационном рынке более 10 лет, к решению о необходимости истребовать задолженность с клиентов за оказанные услуги в судебном порядке компания пришла около трех лет назад, взвесив всена "за" и "против". С целью оптимизации и повышения эффективности процесса по истребованию задолженностей в компании была проведена большая работа по подготовке внутренних локально-нормативных актов и образцов документов, в результате которой для менеджеров и юристов компании в настоящий
момент разработан четко определенный порядок действий при работе с клиентами-должниками, например:


1. Доработаны образцы договоров, заключаемых с клиентами.
2. Разработаны критерии, позволяющие отнести должника к категории перспективный/неперспективный.
3. Разработан образец письма-претензии, позволяющий менеджеру подготовить такое письмо клиентудолжнику без привлечения юриста.
4. Определены сроки по работе с вопросами клиентских задолженностей.

Вместо заключения

В завершение статьи хотелось бы отметить следующее: наверное, многие компании, принимая решение об обращении в суд за защитой своих прав, в первую очередь оценивают коммерческую выгодность и перспективность данного процесса. И пусть сегодня чаша весов склоняется в сторону решения об отсутствии необходимости начинать судебные тяжбы по истребованию задолженностей с клиентов за оказанные услуги связи, но, возможно, настоящая статья позволит вам по-новому взглянуть и оценить ситуацию, доработать и улучшить документы, подписываемые с клиентами, чтобы в случае необходимости быть во все оружии!